Приниципы диммирования в KNX
Стандарт KNX определяет, что все производители предлагают, как минимум, базовый набор из 3-х объектов для управления нагрузкой диммера.
Это следующие объекты:
- 1-bit - включение/выключение (switching, on/off, вкл/выкл)
- 4-bit - относительное диммирование (dimming, brighter/darker, диммирование)
- 1-byte - абсолютное диммирование (value, precise dimming, brightness value, точное диммирование)
На рисунке показаны стандартные объекты управления диммером (DIMinBOX 2CH фирмы Zennio)
Самые большие затруднения возникают при выборе способа управления - относительное диммирование или абсолютное и использовании соответствующих объектов.
Switching (включение/выключение) (1-bit)
Этот объект позволяет просто включить/выключить нагрузку диммера. Дополнительно разные производители предлагают различные параметры для включения/выключения - например, включение нагрузки на определенную мощность (например, 90% яркости или на значение перед выключением), включать сразу или постепенно в течение определенного времени и т.д. Все эти настройки, конечно, не являются частью 1-битной команды, а устанавливаются в параметрах диммера.
Relative Dimming (относительное диммирование) (4-bit)
Этот объект позволяет изменять значение относительно текущего значения, иными словами, относительно текущей яркости. Как правило, граничные значение регулировки, время (скорость), за которое значение изменится от 0% до 100%, задаются в параметрах диммера. Чаще всего достаточно параметров по умолчанию.
Использование инструкции ‘Stop Dimming’ позволяет остановить изменение яркости в нужный нам момент. Эта инструкция входит в 4-битную команду и, как правило, активируется в параметрах, например кнопки.
Если в проекте есть кнопка, при нажатии на которую отправляется 4-битная команда управления диммером, то при удержании кнопки диммер будет изменять яркость нагрузки (увеличивать или уменьшать), а при отпускании диммер получит инструкцию ‘Stop Dimming’ и яркость останется в нужном нам значении.
При проектировании диммирования в KNX всегда необходимо связывать два объекта кнопки и диммера - 1 битный (включение-выключение) и 4 битный (относительное управление диммированием), как показано на рисунке. В этом случае коротким нажатием будет выполняться включение-выключение нагрузки, а длительным нажатием на кнопку - изменение яркости.
На рисунках показана структурная схема управления диммером и связь объектов в групповых адресах (DIMinBOX 2CH и TMD6 фирмы Zennio)
На рисунках показана структурная схема управления диммером и связь объектов в групповых адресах (DIMinBOX 2CH и TMD6 фирмы Zennio)
Absolute Dimming (абсолютное диммирование) (1-byte (or 8-bit))
Этот объект позволяет задавать конкретный уровень яркости для нагрузки, подключенной к диммеру. Для примера - в проекте есть кнопка, при нажатии на которую передается 1-байтное значение для этого объекта и диммер устанавливает яркость в соответствии с этим значением. Максимальное значение, передаваемое 1-байтной телеграммой 255, что соответствует 100% яркости. Соответственно, если передать значение 127, то будет установлено 50% яркости (если быть точным - 127/255 или 49,8%).
Этот объект чаще всего используют для реализации световых сцен (сценариев), а также в системах визуализации (ползунки).
На рисунках показана структурная схема управления диммером с добавлением 1-byte управления (DIMinBOX 2CH и TMD6 фирмы Zennio)
Кроме того, многие производители предлагают большое количество дополнительных возможностей по настройке и управлению диммером.
Пример различных параметров, доступных для настройки в диммерах - DIMinBOX 2CH фирмы Zennio
Статусные объекты для 1-го канала.
Включение освещения на определенную яркость однобитными объектами.
Использование таймера для управления диммером.
Включение/отключение мигания (параметры настраиваются в ETS).
Вызов и управление последовательностями/сценами (до 10 сцен/последовательностей).
Блокировка управления диммером.